О заседании Совета ФПА РФ 29.04.2020 г.

12.05.2020
29 апреля в режиме видео-конференц-связи состоялось заседание Совета ФПА РФ, на котором обсуждались актуальные для российской адвокатуры вопросы и проекты ряда документов.
Совет ФПА РФ рассмотрел следующие вопросы повестки дня.

1.    Совет ФПА РФ был проинформирован о работе Федеральной палаты адвокатов РФ и региональных палат в условиях ограничительных мер, принимаемых в целях борьбы с пандемией коронавируса.

1.1.               Президент ФПА РФ сообщил, что Министерство юстиции РФ поддержало предложения ФПА РФ о мерах государственной поддержки адвокатов. Правительством РФ решение по этому вопросу еще не принято, проводятся консультации, в ходе которых ФПА РФ было поручено подсчитать потенциальные расходы, которые понесет федеральный бюджет в случае предоставления адвокатам льгот, предусматриваемых для малого и среднего бизнеса.

Правительство РФ поручило Министерству финансов РФ и Министерству экономического развития РФ дополнительно проработать вопрос предоставления льгот адвокатам.

Совет ФПА РФ отметил необходимость продолжения адвокатскими палатами регионов работы, направленной на предоставление льгот адвокатам на региональном уровне, включая льготы по арендным платежам.

1.2.               ФПА РФ направила председателю Верховного Суда РФ В.М. Лебедеву, председателю Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкину, Генеральному прокурору РФ И.В. Краснову, министру внутренних дел РФ В.А. Колокольцеву обращения, содержащие, в частности, просьбу принять комплекс мер, направленных на обеспечение адвокатов, приглашаемых для участия в следственных действиях и судебных заседаниях, индивидуальными средствами защиты.

1.3.                 ФПА РФ были приняты меры по решению проблемы, возникшей в нескольких регионах (в частности, в Иркутске, Новосибирске, ХМАО и Татарстане) в СИЗО, где администрация, не имея на то правовых оснований, разрешала адвокатам встречи с доверителями только в присутствии следователей. К настоящему времени нарушения профессиональных прав адвокатов и права их доверителей на получение квалифицированной юридической помощи устранены или устраняются в том числе при участии представителей Совета ФПА РФ в данных федеральных округах.

1.4.                 Совет ФПА РФ обсудил вопросы оплаты защиты по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ в период, объявленный Президентом РФ нерабочими днями. Было отмечено, что в большинстве регионов органы предварительного расследования, а также ряд судов отказывают адвокатам в оплате по ставкам, предусмотренным для выходных и праздничных дней.

Члены Совета ФПА РФ признали необходимость ставить вопрос об оплате защиты по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ по повышенным ставкам.

В то же время Совет ФПА РФ отметил необходимость со стороны региональных палат обеспечивать обязательное участие адвокатов в судопроизводстве по назначению в полном объеме, а также доводить до сведения членов корпорации работу палат по решению всех проблем, возникающих у адвокатов в данный непростой период.

1. Совет ФПА РФ утвердил два проекта разъяснений, принятых Комиссией ФПА РФ по этике и стандартам (КЭС): об избрании (назначении) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления; о полномочиях адвоката-защитника на стадии предварительного расследования.

На рассмотрение Совета ФПА РФ был также представлен проект разъяснения КЭС об отводе члена квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта РФ в ходе рассмотрения дисциплинарного дела.

После обсуждения проекта, в котором приняли участие члены Совета Н.Д. Рогачев, Н.Б. Жаров, Г.М. Резник, Ю.С. Пилипенко, Е.В. Семеняко, Г.К. Шаров, заместитель председателя КЭС А.А. Орлов, член КЭС В.В. Раудин, Совет ФПА РФ решил принять проект за основу и после доработки с учетом высказанных замечаний и предложений представить на рассмотрение Совета в следующий раз.

2.    Совет ФПА РФ был проинформирован, что в ФПА РФ поступило обращение руководителя военного следственного управления Следственного комитета РФ по Центральному военному округу с просьбой рассмотреть вопрос об определении адвокатской палаты субъекта РФ, на которую будет возложена обязанность обеспечивать участие адвокатов в качестве защитников по назначению следователей по заявкам (уведомлениям) 527 военного следственного отдела (по гарнизону) СК России на территориях Республики Таджикистан и Киргизской Республики.

Обсудив данное обращение, Совет ФПА РФ принял решение о распространении юрисдикций АП Свердловской области и АП Челябинской области соответственно на территории Республики Таджикистан и Киргизской Республики в части решения вопросов оказания адвокатами юридической помощи по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.

3.    Совет ФПА РФ утвердил решения о согласовании места допуска к сдаче квалификационного экзамена по месту постоянного проживания, подготовленные Комиссией по согласованию места допуска к сдаче квалификационного экзамена по месту постоянного проживания.

4. Вице-президент ФПА РФ М.Н. Толчеев довел до сведения членов Совета ФПА РФ информацию о ситуации вытеснения из процесса неугодных следствию адвокатов, которые назначаются созданным Адвокатской палатой Московской области Центром субсидируемой юридической помощи.

Подследственного, находящегося под стражей, вынуждают написать заявление об отказе от назначенного в соответствии с утвержденным порядком адвоката на том основании, что его позиция по делу не совпадает с позицией подзащитного (хотя никаких доказательств этому не имеется).

В ходе обсуждения выяснилось, что такая же проблема наблюдается и в некоторых других субъектах РФ, в частности в Чувашской Республике, Республике Северная Осетия – Алания, Челябинской области, на Сахалине.

Совет ФПА РФ принял решение обобщить имеющуюся в регионах практику, с тем чтобы выработать позицию по данному вопросу.

Приложение: разъяснения КЭС.

РАЗЪЯСНЕНИЕ № 01/20

Комиссии по этике и стандартам

об избрании (назначении) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления

В Комиссию Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам поступил запрос Адвокатской палаты Республики Крым по вопросу о возможности совмещения адвокатской деятельности с осуществлением полномочий в качестве избранного должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В порядке пункта 5 статьи 18.2 Кодекса профессиональной этики адвоката Комиссия Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам дает следующее разъяснение.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре содержит ограничение на совмещение адвокатом адвокатской деятельности со статусом лица, избранного (назначенного) на государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъектов Российской Федерации, должность государственной службы и муниципальную должность, и устанавливает основания для приостановления статуса адвоката в указанных случаях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат не вправе занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 400-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”») статус адвоката приостанавливается в случае избрания (назначения) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Законодательство не содержит понятия «орган государственной власти». К таким органам относятся, например, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства (п. 1 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с абзацем 15 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, действующая редакция статьи 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предполагает приостановление статуса адвоката не только в случае избрания адвоката в соответствующий орган публичной власти на период работы на постоянной основе, как это было установлено ранее, а исходит из необходимости приостановления статуса адвоката как в случае избрания, так и в случае назначения адвоката на должность в соответствующий орган публичной власти.

При этом необходимо учитывать, что пункт 3 статьи 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержит указание на то, что на адвоката, статус которого приостановлен, распространяется действие Кодекса профессиональной этики адвоката.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 400-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”», которым установлено действующее регулирование института приостановления статуса адвоката, вступил в силу 1 марта 2020 г. Приведенные изменения применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Соответственно, обязанность приостанавливать статус адвоката распространяется на адвокатов, избранных (назначенных) на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления начиная с 1 марта 2020 г.

Настоящее разъяснение вступает в силу и становится обязательным для всех адвокатских палат и адвокатов после утверждения Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и опубликования на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в сети «Интернет».

После вступления в силу настоящее разъяснение подлежит опубликованию в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации» и в издании «Адвокатская газета».

РАЗЪЯСНЕНИЕ № 02/20

Комиссии по этике и стандартам

о некоторых вопросах полномочий адвоката при осуществлении

защиты на стадии предварительного расследования

В Комиссию Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам поступил запрос Адвокатской палаты Санкт-Петербурга с просьбой дать разъяснения, входит ли в полномочия (обязанности) адвоката защита обвиняемого при рассмотрении судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы того же защитника на постановление районного суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и требуется ли представление нового ордера в суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что заключение под стражу и его обжалование проходят в рамках стадии предварительного расследования.

В порядке пункта 5 статьи 18.2 Кодекса профессиональной этики адвоката Комиссия Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам дает следующее разъяснение о некоторых вопросах полномочий адвоката на стадии предварительного расследования.

1.      Защитник обязан принять участие в заседании суда апелляционной инстанции при обжаловании постановления об избрании меры пресечения.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 4 статьи 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», частью 7 статьи 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты.

Адвокат, принявший в порядке назначения или по соглашению поручение на осуществление защиты по уголовному делу, не вправе отказаться от защиты, кроме случаев, указанных в законе, и должен выполнять обязанности защитника, включая, при необходимости, подготовку и подачу апелляционной жалобы на приговор суда. Адвокат, принявший поручение на защиту в стадии предварительного следствия в порядке назначения или по соглашению, не вправе отказаться без уважительных причин от защиты в суде первой инстанции (п. 2 ст. 13 Кодекса профессиональной этики адвоката).

Согласно минимальным требованиям к деятельности адвоката, осуществляющего защиту по уголовному делу, содержащимся в Стандарте осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, который был принят VIII Всероссийским съездом адвокатом 20 апреля 2017 г. (далее – Стандарт), адвокат по просьбе подзащитного или по собственной инициативе при наличии к тому оснований обжалует его задержание, избрание ему меры пресечения, продление срока содержания под стражей или срока домашнего ареста, применение к подзащитному иных мер процессуального принуждения, другие решения и действия (бездействие), нарушающие права и законные интересы подзащитного (п. 9).

Защитник участвует в следственных и процессуальных действиях, проводимых с участием подзащитного либо по его ходатайству или ходатайству самого защитника, а также в судебных заседаниях по уголовному делу, за исключением случаев, когда такое участие не является обязательным в силу закона и отсутствия просьбы подзащитного. Защитник должен знакомиться с протоколами процессуальных действий, проводимых с его участием, на всех стадиях уголовного процесса и при необходимости приносить на них замечания (п. 10 Стандарта).

В силу п. 17 Стандарта адвокат участвует в уголовном деле до полного исполнения принятых им на себя обязательств, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и (или) разъяснениями Комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам, утвержденными Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что адвокат обязан обжаловать постановление суда первой инстанции об избрании его подзащитному меры пресечения при наличии его просьбы независимо от того, участвует он в деле по назначению либо по соглашению, а также обязан принять участие в судебном заседании апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы на постановление суда первой инстанции об избрании меры пресечения при наличии просьбы об этом подзащитного либо в случае, если участие защитника в судебном заседании апелляционной инстанции в соответствии со статьями 51 и 389.11 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным.

Исключением может являться случай, когда предмет соглашения включает лишь участие адвоката в заседании суда первой инстанции при рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения и не включает защиту доверителя на стадии предварительного расследования в целом.

Неявка адвоката, участвующего в деле на основании соглашения, в судебное заседание по избранию меры пресечения не освобождает его от необходимости обжалования постановления суда об избрании меры пресечения.

При невозможности по уважительным причинам участвовать в судебном заседании суда апелляционной инстанции по рассмотрению жалобы на постановление суда первой инстанции об избрании меры пресечения адвокат обязан заблаговременно известить об этом суд апелляционной инстанции.

Уважительными причинами неявки адвоката в судебное заседание суда апелляционной инстанции могут являться, в том числе, следующие обстоятельства: занятость адвоката в другом судебном заседании, болезнь адвоката, нахождение его в отпуске, значительная территориальная удаленность места производства дознания, предварительного следствия или постоянного проживания адвоката, участвующего в деле в качестве защитника, от места нахождения суда апелляционной инстанции при отсутствии в суде технической возможности участия адвоката в заседании с использованием систем видео-конференц-связи.

2.      Вопросы, связанные с порядком выдачи и представления ордера в суд, в том числе в суд апелляционной инстанции, не относятся к вопросам применения Кодекса профессиональной этики адвоката.

Кодекс профессиональной этики адвоката не содержит правил выдачи и представления адвокатом ордера.

Порядок изготовления, хранения и выдачи ордеров адвокатам утвержден Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации 4 декабря 2017 г. (протокол № 8).

Порядок выдачи ордеров адвокатам и отчетности по ним устанавливают Совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или руководитель адвокатского образования (п. 2.6 Порядка изготовления, хранения и выдачи ордеров адвокатам, утвержденного Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации 4 декабря 2017 г. (протокол № 8)).

Таким образом, связанные с выдачей и представлением ордера вопросы не требуют разъяснений Комиссии Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации по этике и стандартам.

Настоящее Разъяснение вступает в силу и становится обязательным для всех адвокатских палат и адвокатов после утверждения Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и опубликования на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в сети «Интернет».

После вступления в силу настоящее Разъяснение подлежит опубликованию в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации» и в издании «Адвокатская газета».



Возврат к списку

Поделиться: